Велосипед и электричество
Во время последней велопокатушки при проезде под ЛЭП обратили внимание, что металлические части велосипеда неприятно бьют током. Высота проводов была около 10 метров, грунт сухой, напряжение ЛЭП не могу сказать, не обратил внимание, вот точка на космоснимке:
Останавливаться не хотелось, решили проехать участок, не трогая тормоза и прочие железки. Но остались вопросы:
- опасно ли проезжать на велике под ЛЭП?
- какое наиболее правильное физическое объяснение этого явления?
- почему "пешком" ни разу не наблюдалось подобного эффекта, на велосипеде — впервые?
Показать еще...
При перемещении проводника в электромагнитном поле в проводнике возникает электрический ток. Ток тем больше, чем сильнее меняется эм-поле.
Да, плюс сюда, возможно, как-то приплетается разность потенциалов и шаговое напряжение. Но я не на столько электрик.
наведённые токи Фуко. Высоковольтная ЛЭП имеет мощное магнитное поле которое меняется с частотой 50Герц . Рама велосипеда металлическая и в ней индуцировался электрический ток. Высота 10 метров очень низкая и электромагнитное поле достаточно сильное для этого эффекта. Было бы даже интересно замерить вольтметром напряжение, и ток наведённого электричества на велосипеде относительно земли. Шаговое напряжение тут также имеет место быть. В дождливую погоду под такими ЛЭП вообще опасно находиться — влажный воздух имеет меньшее сопротивление электрическому току и есть риск пробоя этого изолятора.
иногда под низко висящими проводами высоковольтных ЛЭП наблюдается эффект шевеления волос на голове проходящего и ощущается шаговое напряжение под ногами.. Шире шаг- больше напряжение.
.
Нет ни какой связи с магнитным полем и наведенными токами. Эти токи слишком малы, еще меньше наведенное таким образом напряжение, а разность потенциалов между велосипедом и телом вообще из-за наведенных в переменном магнитном поле ЛЭП вообще отсутствует.
Это результат наведения статического напряжения за счет емкости с проводами ЛЭП. Ток ничтожный, бьет слабо, только в момент касания металлических частей велосипеда (или при слабом точечном контакте с ними). Если не касаться руками металлических частей или наоборот, держаться за них плотно, вообще ничего не почувствуете.
Учите физику.
Чтобы пешком ощутить ток, достаточно с раскрытым зонтом пройти там в дождливую погоду. Около моего дома тоже ЛЭП, постоянно наблюдаю и ощущаю такой эффект Иногда можно заметить, как от металлической ручки зонта "молния" в палец бьет. Пару раз так было.
Тебя походу впервые лупит током,я уже привык
Рядом с Битцей есть отличное местечко, если проезжая там за металлические части держаться, долбанёт без вариантов :-)wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.570302&am ...
Фига се, какой уровень образования у катушкинцев =)
ЗЫ: да, тоже вполне привычно и спокойно отношусь к ударам тока под ЛЭП. Либо надо короткое время просто сесть/держаться за вел правильно =)
При проезде ЛЭП в Капотне.меня всегда бьет током от сидушки,причем не хило так пробивает,там напряжение высокое достаточно.
Вот несколько мест для желающих испытать на себе "электрические мурашки":
wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.670530&am ...
wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.692693&am ...
wikimapia.org/#lang=ru&lat=54.727210&am ... Там тропинка проходит аккурат посередине между опорами ЛЭП, и провода тоже зловеще провисают.
А вот здесь мы, вероятно, будем проезжать в субботу:
Катайтесь на карбоновых рамах и будет вам счастье.
Такое происходит только под ЛЭП 500 кВ, их можно отличить, что висит не 1 провод на фазу, а сразу рядом несколько. Такие проходят в Кузьминках, например. Под обычными, 300кВ и ниже, не бьёт током.
Eovein, правильно подмечено. Емкость "объемного" проводника, состоящего из трех (обычно) параллельных проводников больше, чем у одинарного, по этому наводимое напряжение за счет емкости в этом случае больше. Но если 300КВ провисают сильно, то и под ними может чуть пощипать.
Стоит поменьше паниковать и просто при проезде под такими ЛЭП или держаться за изолированные ручки, или наоборот, поплотнее держаться за металлические детали (например, плотно прижать палец к металлу руля). Хотя, если руль оксидирован или покрыт краской, то тоже чуть пощипет)))
оказалось, многих било током под ЛЭП. Скажите еще раз четко: если СТОЯТЬ с велосипедом под проводами , тоже будет бить током или нужно обязательно ЕХАТЬ под ними?
Идея "пометить точно" интересная, что будете мерить, силу переменного тока между мордой и хвостом рамы?
kobold, хороший способ подзарядиться?
Marko77, пофигу, стоять или двигаться. Между концами рамы разности потенциалов не будет, разница только между проводниками (велосипед и тело в нашем случае), находящимися на разном расстоянии от земли и проводов, т.е. в зонах различного статического потенциала, создаваемого за счет емкостной связи.
Зарядить что-то не получится, величина тока мизерная.
MegaShosse, ОК
Дело именно в наводках.
Тоже получал заряды бодрости недавно. Лучше всего спешиваться и пригнувшись проходить.
Человек вместе с велосипедом являются землей. Но человек в одежде имеет меньшее сопротивление, чем металлические части велосипеда, которые к тому же ещё и ниже расположены, а значит имеют меньший потенциал, чем скажем голова. В определенные моменты накапливается заряд на теле и потом пробивается об раму/штырь/седло. В этом момент мы и ощущаем неприятное ощущение.
Как правильно заметили, во влажную погоду от таких ЛЭП-500 лучше держаться подальше.
"человек в одежде имеет меньшее сопротивление, чем металлические части велосипеда"
У тебя тестера/мультиметра в руках никогда не было? Ну хотя бы справочник по элементарной физике возьми/скачай, посмотри, что там с сопротивлениями. Ну и не пиши такую хню.
По поводу разной высоты тела и рамы и, соответственно, разного наведенного (за счет емкости) потенциала ты правильно написал.