Из опыта эксплуатации STELS NAVIGATOR 370

в блоге Личные блоги про велосипед
0
Комментировать

ПРОЛОГ

STELS NAVIGATOR 370 приобрел в 2007 году. Эксплуатировал с мая по ноябрь в любую погоду в основном на грунтовых и щебёночных дорогах. Ни каких плановых ТО не проводил, ездил до поломки. За сезон проходил 1000-1200 км. Сейчас пробег около 6000 км.
Это мой первый многоскоростной велосипед, до него были "Пионер", "Минск", "Салют". Сразу отсеялись все сомнения на счёт системы переключения передач, вещь полезная и вполне надёжная. Долго привыкал к ручному управлению тормозами. Обратил внимание на качество металлических крепёжных деталей: на моих прежних велосипедах резьба срывалась и зализывалась постоянно. Особенно порадовало крепление шатунов — исправлен ещё один недостаток прежних велосипедов. В остальном — обычный велосипед.

ОТРЯД НЕ ЗАМЕТИЛ ПОТЕРИ БОЙЦА

За время эксплуатации первым сломалось седло. Первая неисправность, а до этого случилась нелепая и досадная потеря! Оглушённый счастьем обладания нового велосипеда, скоростного, с алюминиевой рамой (!), не заметил, как потерял насос, выскочивший из штатного крепления на неровной дороге. Найти ему достойную замену не могу до сих пор. Правда и оценить его работоспособность я тоже не успел. Итак, седло. Лопнула стальная проволока основания в месте крепления к штырю. Исправил очень просто переместив оба конца внутрь крепления и хорошенько затянув. Седло до сих пор используется, правда, на другом велосипеде.

МАЛ ЗОЛОТНИК ДА ДОРОГ

Через некоторое время стали обрываться головки спиц заднего колеса. Для замены приходилось снимать колесо, отворачивать кассету, вставлять спицу, потом ставить всё на место и регулировать подшипники, положение колеса в пере, положение тормоза, цепь с системой переключения передач. Процедура затратная (пришлось приобрести спецключ для кассеты) и трудоёмкая. Эта беда преследовала меня постоянно, вплоть до замены колеса.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Пластмассовые крылья подвели после попадания ветки в колесо. Произошло это на лесной дорожке. Крыло помялось и согнулось, пластмассовые детали крепежа лопнули. Исправил, замотав изолентой. Деформированному крылу придал форму близкую к первоначальной. Подобная неприятность потом повторялась неоднократно. И еще, не знаю почему, но, катаясь на прежних велосипедах, такого явления я не замечал. Речь вот о чём. На сырой глинистой дороге грязь, прилипая к покрышке, заносилась под крыло, где, накапливаясь, заклинивала колесо. Приходилось останавливаться и прокатывать велосипед в обратную сторону, освобождая таким образом, колесо. Приятного в этой процедуре мало. Отчего это происходило( из-за материала или рисунка шин, из-за пластмассовых крыльев, может глина на моём пути была особенно липкая) трудно сказать. Я думаю всё-таки крылья. Конечно, пластмассовые крылья легче и не ржавеют, но вот такой опыт эксплуатации все их достоинства сводит на нет.

О ЧИСТЫХ РУКАХ И ГОРЯЧЕМ СЕРДЦЕ

Не знаю, из какого материала сделаны ручки руля (грипсы), но очень скоро они стали липкими и противными. Очистка, протирание, мытьё положительных результатов не дали. Решение проблемы нашёл в покупке неведомого мне ранее аксессуара — велоперчаток. Приобретение понравилось и перчатками стал пользоваться постоянно. Правда стал замечать, что мои знакомые стали с опаской и подозрением смотреть на контрастное сочетание моих белых кистей и загорелых рук. А материал грипсов, наверное, действительно негодный, так как ручки стали ещё и постепенно сползать с руля.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ТРУСЛИВЫХ

Тормоза в целом свою функцию выполняли исправно. Колодок, как правило, на сезон хватало. Есть замечание к системе регулировки положения рычагов. Очень мелкие винтики с потайной головкой закисают в резьбе и стронуть их с места, не свернув шлиц, очень непросто. Проблема решена заменой на обычные винты.

НЕ ЖАДНИЧАЙ!

Да я и не жадничал. Грузил в корзину не более пяти килограммов, как и рекомендовано изготовителем. Ну или чуть больше. В один прекрасный день дно и корзина начали раздельную жизнь. Случилось это не внезапно, и это делает честь и конструктору, и производителю. Согласитесь, гораздо приятнее услышать скрип или почувствовать люфт в кончающемся узле, чем внезапно рассыпаться в дороге. На мой взгляд, конструкция корзины скорее декоративная. Очень тонкая сеточка и толстый слой краски, на котором, по — моему, эта сеточка и крепилась к каркасу. Однако без корзины тоже не обойтись, и была приобретена другая такая же. Использовать я её стал аккуратнее и реже.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ

Следующая неисправность проявила себя в постоянном люфте заднего колеса. Подтяжка подшипников не приводила к сколько-нибудь долговременному эффекту, через пару десятков километров люфт снова появлялся. Однажды колесо просто заклинило. Хорошо, что произошло это в удачном месте и не на скорости. Разборка втулки показала, что лопнул внутренний корпус. Пришлось покупать новое колесо. Идея делать втулку заднего колеса по принципу подводной лодки двухкорпусной, наверное, и имеет право на существование, но только не на наших дорогах. Прежние "маде ин юсэсэсэр", сделанные из цельного куска железа, были понадёжнее.

О ПОЛЬЗЕ ПРЕДВИДЕНЬЯ И О ЗАДНЕМ УМЕ

Если б я знал, что будет дальше, купил бы колесо в сборе! Появлению небольшой грыжи на задней покрышке не придал значения. Но эта невнимательность обошлась мне в несколько километров изнурительной прогулки в обнимку с велосипедом по июньской жаре. Дело в том, что покрышка на обод одевается довольно свободно. Снять и поставить покрышку можно без помощи лопаток одними руками. Вот этой свободой и воспользовалась камера, высунув свой незаметный краешек наружу. Закончилась вся история разрывом камеры и срывом воскресной прогулки. Пришлось купить покрышку и камеру. Комплект выбрал белорусский и неудачно. Наверное, на запчастях экономить не стоит. После замены появилась "прыгучесть". Велосипед с частотой, равной окружности колеса, совершает небольшой, но довольно ощутимый подскок. Езда стала похожа на скачки, изрядно расшатывая нервную систему. Но нет худа без добра, возможно, во время таких "скачек" я стал задумываться о покупке нового велосипеда.

УКАТАЛИ СИВКУ КРУТЫЕ ГОРКИ

Однажды во время штурма довольно крутого подъема цепь проскочила по звёздочке. Пришла пора заменить цепь. Руководствуясь советами бывалых, решил заменить и звезду с кассетой. Кассету и цепь приобрёл Shimano. С ведущей звездой оказалось сложнее. После долгих поисков нашёл нечто похожее в одном из местных веломагазинов. Оказалось: диаметр и количество зубьев — это ещё не всё. Деталь сделана из более толстой заготовки, и цепь на ней просто заклинивало. Пришлось обратно поставить прежнюю. Нареканий не вызывает. При покупке кассеты обратил внимание на лежащую на витрине рядом с родной кассету с гиперртрофированой большой звёздочкой. До сих пор она у меня из головы не выходит. Наверное, стоит попробовать увеличить крутящий момент на низшей передаче.

МЕЧТА ДЕТСТВА

Помню в детстве я завидовал счастливым обладателям "Украины" производства ХВЗ, ведь на их чёрном с золотым тиснением чуде была подножка. Казалось бы мелочь, ан нет! Сколько раз, пробегая глазами по описаниям многочисленных современных велосипедов, отмечал про себя: а подножки-то у него и нет! Но вот на моём приобретении она есть, и что? Оказалось, это бесполезная, и даже вредная вещь. Сколько раз я находил своего друга в беспомощном лежачем положении после непродолжительной разлуки. С самого начала вожделенная подножка начала постепенно отгибаться при стоянке и позорно отвисать на ходу. Никакие мои манипуляции с молотком не могли привести подножку в рабочее состояние. Через некоторое время всё заканчивалось тем же горизонтальным положением велосипеда и разбитыми зеркалами заднего вида. До сих пор это приспособление непонятного назначения висит на своём штатном месте, а я пытаюсь найти способы его правильной эксплуатации.
Забегая вперёд скажу, что на новом велосипеде есть и крылья, и подножка, и свою работу они исправно выполняют.

НЕОЖИДАННЫЙ ФИНТ

Опишу ещё одно свойство моего двухколёсного друга, объяснения которому я не нашёл. Это его вертлявость. Велосипед у меня не первый, но такого вертлявого не было. Что это такое? Вот, допустим, стою я, а велосипед стоит рядом и чуть прислонён ко мне. Так вот из этого положения он всё время норовит уехать в сторону и упасть. Постоянно приходится его контролировать, держать руку на тормозе, удерживать от побега. То же самое происходит у столба, дерева, стены. Если оставляешь, обязательно ставь на стояночный тормоз с помощью тросика, камня под колесом или ямки. Финт всегда один и тот же. Переднее колесо поворачивается перпендикулярно раме, затем короткая дуга по радиусу с центром в точке касания заднего колеса земли и падение. Все происходило неожиданно и быстро так, что поначалу не успевал поймать строптивый велосипед. Причина, скорее всего не только в гравитационных силах, но и в конструкции рулевой колонки и передней вилки. Правда, на ходовых качествах это свойство отрицательно не сказывалось.

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ

Последняя поломка произошла к концу прошлого сезона. Сначала появился люфт в каретке. Устранять его не торопился, наученный горьким опытом. Дело в том, что левый шатун к валу притягивается тонкой и хлипкой на вид гайкой. Перетянуть и сорвать резьбу страшно, а недотянешь шатун — откручивается на ходу. Вот и возил с собой постоянно спецключ (обычный не подходит). Справедливости ради стоит заметить, что производитель добросовестно указал в паспорте моменты затяжки основных узлов. Но откуда у обычного пользователя динамометрический ключ? В общем, худо-бедно сезон докатал так. В межсезонье узел разобрал и обнаружил довольно грамотную конструкцию с устройствами влагопылезащиты, что-то вроде сальника. Найти в продаже подобное не удалось и собрал, заменив только шарикоподшипники на прежних узлах. Конечно, долго такая каретка не прослужит. Но это и неважно, ведь у меня теперь новый вел, а этот в резерве.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Однажды в дружеской беседе мой хороший знакомый сказал, что мечтает проехать на велосипеде через всю страну с Дальнего Востока. А почему бы и нет? Прикинули, что за сезон это вполне реально сделать, если в день проходить по сто километров со скоростью 20 км/ч. Мой опыт показал что каждый день в течение нескольких месяцев делать по сотне километров невероятно сложно и скорее всего нереально. Я во время своих многодневных походов проходил по 60-80 км и уставал так, что требовалось по крайней мере несколько дней отдыхать и восстанавливаться. Поддерживать среднюю скорость движения 20 км/ч тоже пока не получается. В лучшем случае это 16-18 км/ч. Что касается надёжности велосипеда, то опыт эксплуатации показал, что на одной машине без замены на маршруте такой путь не одолеть. Позднее, обсуждая тему трансконтинентального путешествия, исходя из накопившегося опыта, я попробовал уговорить своего знакомого начать путь не с Дальнего Востока, а от места жительства на восток. На что получил категорический отказ. Остаётся только найти фургончик техподдержки с запасными велосипедами. Ау, спонсоры! Где вы?
Итак, наш STELS NAVIGATOR 370 не годится для путешествия через всю страну. А для чего годится? Для непродолжительных прогулок с собакой, поездок на дачу, на рынок за покупкам. Для ежедневных поездок на работу в любую погоду по любым дорогам. Так ведь он так и позиционируется на рынке, для того и задуман!


Поделиться:


Ваш комментарий
Отменить