Как собрать колесо самостоятельно.

в блоге Обслуживание, ремонт, тюнинг про велосипед
+10
Комментировать

69

Мастер класс от Dragon Red

В это видео вы увидите как самостоятельно собрать колесо. Для этого вам понадобиться обод, спицы, отвёртка, ключ для спиц ну и прямые руки.

1. Установка спиц






2.Натяжение спиц.








3.Исправление восьмёрок




Поделиться:


DragonRed, 0 31 августа 2012

@Pavel, Я пишу о колёсах, на которых ездят 99 процентов народа. Для сплошных колёс вообще сборка не нужна. А для всего того, о чём ты написал- сборка делается именно так. Могут отличаться некоторые детали. Независимо от двойных, тройных, узких, широких, алюминиевых,стальных ободьев, равнопрочных, сталтьных, алюминиевых, аэродинамичесих, тянутых и прочих спиц. Могут отличаться лишь некоторые детали.

Ефрик, 0 31 августа 2012

@DragonRed, а ты ни одно свое утверждение физикой и не подтвердил.
Да и ваще я щас покатался и подумал, что не буду в этой теме спорить. Как правильно сказал Павлег, на катушкине это не нужно. Вы все-равно никогда не будете кататься в тех режимах, в которых сможете заметить ошибочность своих суждений.

DragonRed, 0 31 августа 2012

@Ефрик, 1. Обод высотой 20 мм (двойной, даже от mavic) на заднем колесе не выдерживает МОЕГО катания вообще. Он идёт яйцами при каждом аккуратном съезде даже с 2-3 невысоких ступенек лестницы. А китайский высотой 30 мм- держит. Причина подробно изложена в том, что представил Pavel- для тех, кто знает английский, конечно. Или в известной формуле подсчёта прочностных характеристик различных типов сечений на изгиб. Дело в том, что в расчётныхх прочностных формулах свойства металла, такие, как предел текучести и предел прочности, входят в первой степени, а высота сечения- в третьей. 3/2 в кубе дают 3.375, значит при прочих равных можно сделать оценку, что колесо с ободом высотой 30 в 3 раза прочнее колеса с ободом высотой 20, по отношению к деформациям типа "яйцо".
Спицы (обыкновенные) у меня на заднем колесе вылетают вполне регулярно, там во всем известную формулу взодит площадь сечения, в которую в квадрате входит диаметр, но на все мои попытки разыскать спицы потолще хоть на 0.5 мм промышленность, а вслед за ней и продавцы в магазинах отвечает "пошёл на…". А заводские колёса работают ХУЖЕ моих самособранных.
2. Физикой готов подтвердить совершенно все свои утверждения. Как со ссылкой на тот фундаментальный труд, что представил PAVEL, так и без него. Но это будет длинно и с формулами. У меня образование физика, и всё, что я написал, продумано и просчитано. Вот это на катушкене уже точно не нужно.
3. Сухой остаток физического анализа работы колёс и обоснованные рекомендации по сборке колёс на "катушкене" от инженера с высшим техническим образованием невредны. ИМХО.

Ефрик, 0 31 августа 2012

@DragonRed, это все прекрасно. Только спор то совсем не об этом был.
А какие это ты спицы хотел найти толще на 0,5 мм? Толще 2мм не делают. На них 100кг парни катают жесткий даунхил. Если твои колеса под тобой фигово себя ведут — явно проблема в колесах. Ну и кстати, мавики очень мягкие — на них восьмерки как грибы после дождя растут.

Ефрик, 0 31 августа 2012

@DragonRed, Только вот теперь загадка. У меня колеса собраны на спицах 2.0/1.5/2.0.
Переднее колесо: 24 спицы, левая сторона в три креста, правая солнышком.
Заднее колесо: 28 спиц в три креста с обеих сторон.
На этом велосипеде я катаюсь по лестницам, по КК трассам и прочим прелестям. Все это в соревновательном режиме — т.е. когда ты в большей степени думаешь о результате и в меньшей о нагрузках на велосипед (т.е. не жалеешь его ни разу).

Так почему на моих колесах не возникают восьмерки и яйца?

Ефрик, 0 31 августа 2012

@DragonRed, И еще… в тему вылетания спиц. Это тоже очень может быть следствием неравномерного их натяжения. В нормально собранном колесе без каких-либо супер нагрузок спицы вылетать не должны.

DragonRed, 0 31 августа 2012

Забыл одну мелочь- диаметр колёс указать. Тормоз какой- дисковый, ободной или вообще нет (для переднего колеса это возможно). Даунхилл обычно катают на двухподвесе. Для инвалидских колясок ДЕЛАЮТ спицы потолще. У тебя, надеюсь, двухподвес? Тогда нагрузки на колёса оказываюся меньше на порядок. Попробуй свои даунхилльные трюки на ригиде- посмотрим, что от колёс твоих останется. В полном соответствии с законами физики, кстати. Ну и опыт свой по уменьшению нагрузок на вел при крутых прыжках, а также свой вес всё же не игнорируй. Можно ещё не толщиной, а диаметром колёс и количеством спиц поиграться. Прочность спиц тоже имеет значение, как они сделаны в месте крепления ко втулке. Есть хорошие варианты конструкций без изгиба у головки. BMX, например, прочность колёс обеспечивают за счёт малого диаметра при большом количестве спиц.
Тут очень много всего, в подробностях утонуть можно. Если обод очень жёсткий, контроль натяжения спиц нужен, если не столь жёсткий- не нужен, и так далее. Забыл указать, когда в последний раз занимался ТО колёс- девосьмиризацией и проверкой натяга спиц. Ну и вообще, если у тебя особый вел и особый стиль катания- зачем вумешиваться в обсуждение общего случая, если у тебя явно что-то особенное?

DragonRed, 0 31 августа 2012

Да и про нормальность режима- когда на одной из катушек встретилось 200 м не то чтобы плохой дороги, а просто хорошей (для меня) грунтовки без асфальта, олюди на шоссерах сказали, что их завезли в полные говна. Не путай свой особенный стиль с предпочтительным для всех.

Ефрик, 0 31 августа 2012

@DragonRed, так я же выше и сказал, что катушкину можно ваще не заморачиваться по этому поводу. Для его стиля катания ваще пох на все это.
ДХ, кстати, можно и не на подвесе катать.
Колеса у меня все 26-е с дисковым тормозом. Лично я конечно на подвесе катаюсь, но люди потяжелее меня с такими же колесами и на ригидах гоняют нормально. Ну не вылетают спицы при нормальной сборке колес.
По поводу сроков. Как я уже писал, на эндурке стоит спереди колесо (правда обычное 32 спицы 2.0), 5 лет без ТО, больше 50 тысяч км жесткого катания, видимых искривлений нет.

Ефрик, 0 31 августа 2012

@DragonRed, кстати, знаешь какой хороший есть тест для колес… На грунтовке средней паршивости (с ямами от луж и камнями) проехать км этак 10 со средней 30 км/ч, с периодическими ускорениями до 40 км/ч. Если с колесом от такого что-то стало — говно это а не колесо.

Ефрик, 0 31 августа 2012

А ваще мы о каких-то совершенно разных вещах говорим… фигня какая-то.

black_f, 0 1 сентября 2012

Кстати про осевые и радиальные биения обода. Есть бренды которые указывают их максимально допустимые значения? Встречаются заводские рекомендации по спицовке под конкретную модель обода..?

Ефрик, 0 1 сентября 2012

@black_f, ну максимального порога биений нет. Тут уже зависит от того, что и как ты готов терпеть.
Производители ободов обычно указывают рекомендованную силу натяжения спиц. Производители спиц тоже. Иногда случается очень интересные вещи, когда максимальная рекомендованная сила натяжения одного компонента меньше рекомендованных значений другого.

DragonRed, 0 1 сентября 2012

@Ефрик, Ну мои колёса твой тест спокойно прошли бы. На спуске на скорости выше 40 км/час я несколько раз залетал в нехилые ямки- колёсам ничего. И грунтовку с торчащими корнями они повидали не раз, и далеко не на двадцатке. При этом ничего особенного не случалось, даже когда 2-3 спицы уже вылетели раньше. .
И просвети меня, кто такой этот таинственный катушкин, где и в каком стиле он катает?

DragonRed, 0 1 сентября 2012

@black_f, Я про недотяг или перетяг спиц при сборке колеса сужу по двум признакам, ориентируясь на поведение обода. На колесе без восьмёрок нужно сильно, на 2-3 оборота, ослабить натяжение одной спицы фланца, более удалённого от центра втулки и колеса (с этой стороны спицы больше наклонены к плоскости, перпендикулярной оси колеса), и посмотреть, как далеко по ободу будет заметно влияние этой операции. Если влияние специально недотянутой спицы распространится на небольшой сектор колеса, протяжением в 3-5 спиц, а остальной обод останется ровным- натяжение спиц нормальное. Если "уйдёт" четверть колеса и более, то спицы недотянуты, а если маленький угол в 2-3 спицы- колесо перетянуто. (это для 32/36 спиц при двойном алюминиевом ободе).

Второй признак: при перетянутых спицах при вращении колеса обод гуляет по радиусу малыми участками, чем-то напоминая не окружность, а звёздочку.

Эти признаки работают, если обод исходно был ровный. Если же обод был кривой (в разумных пределах) исходно, то именно неравномерным натяжением спиц его можно исправить.

Ефрик, 0 1 сентября 2012

@DragonRed, таинственный катушкин катает по паркам в режиме "проезжаю мимо в ларек за пивом". Спуск — это совсем другое. Ты же сам прекрасно понимаешь, что там другие нагрузки, чем при той же скорости на плоскаче.

И еще про неравномерное натяжение спиц (особенно при изначально кривом ободе)
http://cs5620.userapi.com/u4643962/14949826/z_7b3df76d.jpg
вот так это иногда заканчивается.

DragonRed, 0 1 сентября 2012

Существует два вида разрушения металлов под нагрузкой- деформация и хрупкое разрушение. Если материал обода чересчур пластичный, то при неравномерном натяжении спиц он идёт восьмёрками и яйцами в процессе езды, и это происходит как от неравномерного натяга спиц, так и от нагрузкок при езде, а точечные удары от наездов на препятствия типа корней и углов бордюров отставляют отметины в виде локальных изгибов внутрь. Но в этом случае, если где-то возникают большие перегрузки, обод "течёт" и эти нагрузки распределяются на другие участки, происходит как бы "приспособление" всей конструкции к нагрузке.
Если, наоборот, обод "стоит насмерть" и не деформируется, не "приспосабливаяется" к нагрузкам от тех же перетянутых спиц, то в местах повышенных механических напряжений вместо пластического течения материала происходит рост трещин, который заканчивается внезапным разрушением, как на фото Ефрика. Спицы тоже изготавливают более пластичными и более хрупкими, но из-за того, что основной деформацией обода является изгиб, а спиц- растяжение, спицы можно рассматривать в общем как жёсткие. (хотя мне пару раз встречались спицы из столь пластичных материалов, что любые попытки исправить "восьмёрку" приводили к тому, что они начинали удлинняться, а обод не исправлялся. колесо с такими спицами очень легко приобретает восьмёрки при езде ).
Стремление сделать всё прочнее при меньшем весе в целом повышает риск хрупкого разрушения.

Ефрик, 0 1 сентября 2012

Да это все и так ясно. Только опять же можно вернуться к потребностям и предпочтениям.
Ведь абстрактно и упрощенно мы имеем две ситуации.
1) Мягкое колесо, идущее восьмерками от малейших ударов. Но при этом правится практически в любом случае. Ну и бонусом тут идут потери энергии при езде.
2) Жесткое колесо, на котором очень тяжело поставить восьмерку. Но при достаточно сильном ударе колеса умирают. К слову, для некоторых колес это "достаточно сильно" такое, что раньше наездник сломается, чем колеса. Ну и бонусом к таким колесам идут малые потери энергии, лучшее поведение в поворотах и прочие няшки. Ну и да, на таких колесах правильность натяжения спиц более критична.

Но вот лично для меня и моего стиля катания первый вариант — ваще не вариант.
Да и ваще я не вижу его плюсов.

Конечно, это все слишком условно, т.к. есть куча нюансов в этом деле.

misha81, 0 1 сентября 2012

@Ефрик, Хочется узнать. Знаком ли ты с сопротивлением материалов? К чему я это спросил. В продолжении хочется узнать из каких материалов делают обода. И какой материал лучше для обода.

Ефрик, 0 1 сентября 2012

@misha81, обода делают из тех же материалов что и велосипеды — сталь, алюминий, карбон.
не бывает что-то лучше в абсолюте. Все зависит от стилей, потребностей и возможностей.

Ваш комментарий
Отменить